Организация развивающей предметно-пространственной среды
в учреждении дошкольного образования
Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
В современном учреждении дошкольного образования предметнопространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
1. Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметнопространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям. 2. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
3. Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
4. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
5. Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
6. Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность. При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения [2]. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психологопедагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования. Таким образом, среда должна:
- обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
- побуждать детей к деятельности; - способствовать развитию самостоятельности и творчества;
- обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.
При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:
• «СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.)
• «ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
• «ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем. Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.